Поведенческие факторы. Какие бывают? Как их улучшить?

Какие бывают поведенческие факторы? Как их улучшить?

Давайте вспомним, о том, что задача любого поисковика - это дать ответ человеку на его вопрос (запрос). Поэтому, поисковики должны были научиться как то понимать, какой же ответ на вопрос (запрос) человеку наиболее приятен и понятен, а, выражаясь терминологией SEOшников- релевантен?

Сели, значит, думать, как же программа научится это делать... И пришли к прорывному выводу- что программу не нужно учить ничего делать. Проще научить программу подглядывать за людьми, а точнее- за их поведением. Если человек читает что то - значит ему интересно- значит поисковик нашел ему правильную информацию. Поисковик- доволен, а ваш сайт - в топе. 

ближе к сути. 

Итак, бывает три вида отслеживания поведенческих факторов: 

  1.  Поведенческие факторы на поиске 
  2.  Поведенческие факторы самого сайта
  3.  Ссылочные поведенческие факторы

Поведенческие факторы на поиске

поведенческие факторы на поиске

Тут анализируется поведение человека на странице самой поисковой системы. 

Поисковик анализирует массу данных после того как человек вводит запрос в строку. Сюда входит даже время, сколько человеку требуется времени что бы ввести запрос. В общем очень много мелочей, но нам важны  в основном три параметра: 

CTR НА ПОИСКЕ

Это показатель кликабельности вашего сниппета на поиске ( что такое сниппет - фото ) . Т.е. допустим есть 5 сайтов. Они занимают 5 позиций. И вот, к примеру, тот сниппет, что на 3 месте - на него чащще кликают, потому что он более яркий или более точно дает предварительный ответ на запрос пользователя. Так вот он переместится на 1 место.  Это один из важнейших поведенческих факторов на поиске. Так что пора всерьез задуматься о качестве своих сниппетов. 

Время Возврата НА ПОИСК

Это второй по значимости фактор. Т.е. человек ввел запрос- зашел на ваш сайт. А затем через пару секунд снова вернулся на страницу поисковика. Что это может значить? Все просто - ваш сайт не дал человеку то, что он искал. Поэтому он решил вернуться на поиск и поискать что ему нужно на другом сайте. Этот показатель очень похож на показатель отказов. Отличие только в том что при отказе человек просто куда-то уходит (на все 4 стороны), ну а в этом случае - он возвращается обратно на поиск. 

Last Click

Поиковики отслеживают последний клик пользователя. Логика такая. Человек ввел запрос - зашел на сайт, ему он не понравился, он вернулся в выдачу и зашел уже на другой сайт. Допустим и тот ему тоже не понравился. Тогда он заходит на третий сайт. И потом закрывает выдачу поисковика. Что это значит? Это значит, что человек нашел нужный ему сайт и услуги поисковика ему уже не нужны. Значит этот сайт соответствует запросу и его надо подвинуть ближе к 1 месту. 

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ  на сайте

поведенческие факторы сайта

Эти показатели - основные во внутренней оптимизации сайтов для поисковиков. Разберем основные:

Время просмотра

Этот показатель отображается и в яндекс метрике и в гугл аналитике на первой же странице в общих сводках. Время просмотра сайта напрямую показывает интересен ли человеку сайт в принципе или нет. Кстати, время просмотра делится на два "подтипа": время просмотра сайта и время просмотра документа. Логично, что в первом случае анализируются показатели сайта в общем, а во втором случае анализируется именно интересноть докумета. Кстати, именно поэтому многие маркетологи пишут длинные статьи с обилием фоток, видосиков и прочего. 

Количество просмотренных страниц 

Тут также все логично и прозрачно. Если человек был на сайте и ему он понравился- то он продолжит смотреть и другие разделы/статьи/товары. Значит- сайт хороший - и он заслуживает место в топе. Опять же, все это в сравнении делается. Т.е. есть 10 конкурентов. У кого то 10 страниц в среднем пролистывают , у кого-то 8, у кого-то 6. Вот и размещаться они будут соответственно 1, 2 и 3 место. Если появится сайт у которого будут просматривать 11 страниц- он подвинет всех на 1 позицию вниз, а сам выйдет на 1 место ( при прочих равных).

Типовые поведения пользователей

У поисковиков есть так называемые внутренние паттерны навигации. Они имеют достаточно статистики, что бы видеть, как, в целом по сайтам той или иной тематики должен двигаться человек. Например. Если это хороший сайт по продаже кофт, то сначала человек попадет на раздел "кофты", далее перейдет в несколько понравившихся карточек товаров (самих кофт)  и после этого в одной из них нажмет "добавить в корзину". После он совершит переход в корзину, заполнит данные о доставке и нажмет кнопку подтверждения заказа. Это типовой паттерн. Поисковики о нем знают и следят - сколько людей следует именно этому типовому поведению на конкретном сайте. Если совпадений много - значит сайт хороший. Вперед- к топам!

Ко всем перечисленным выше факторам нужно добавить, что статистика считается поисковиками по разному в том случае зашли ли вы на эту страницу просто так или зашли на эту страницу через поисковик. Их еще называют "запросозависимые" факторы. 

Ссылочные Поведенческие факторы

Эти факторы влияют на то, насколько ссылка на ваш сайт имеет вес. Именно весомость ссылки и ее авторитетность будут определять ее эффективность в плане вашего продвижения к топу.  Основные факторы тут - качество страницы, на которой размещена ссылка, качество всего сайта и кликабельность этой ссылки. 

Качество страницы и сайта определяется уже оговоренными выше поведенческими факторами ( конечно же, не только, но мы здесь говорим именно о поведенческих). Т.е. чем качественнее сайт, чем качественнее страница- тем выше авторитетность ссылки, которую разместили на вас на этом сайте. Сравните это с тем, что, допустим ваш сосед скажет девушке, которая вам нравится, что вы хороший человек. Сильно ли повлияет это на ее решение по поводу вас? А если вашей девушке об этом скажет Бред Питт? Задумается ли она?  Т.е. тут авторитетность Бреда Питта будет играть в вашу пользу. Так и с сайтами. 

Что касается кликабельности - то тут все также довольно логично. Если на вашу ссылку на чьем -то сайте никто не кликает- значит она не интересна людям. А может она располагается не на нужной странице. А может она расположена в незаметном месте? В любом случае - значит ссылка некачественная. 

Это основные поведенческие факторы. В остальном, нужно учитывать, что существуют десятки а то и сотни различных факторов, которые собирает поисковая система и сравнивает вас с вашими конкурентами. Делайте все качественно и красиво- и будет вам счастье!   

Tags: seo, usability, поведенческие факторы