Хороший дизайн- это очевидный дизайн. Поговорим о Usability

Мы забываем, а некоторые люди даже не знали, что человеческий мозг не подвержен особым изменениям в течение многих лет, и то, что нравилось людям 50 лет назад - нравится и сейчас. И то, что бесило людей 50 лет назад- бесит их и сейчас. Добавлю, кстати, что и знания людского поведения довольно фундаментальные, потому что изучалось оно очень многие годы назад, и в нем ничего не поменялось. 

Основной принцип любого посетителя, это: " Я не хочу думать".

Цель любой страницы должна быть о-ч-е-в-и-д-н-о-й! Такой, что бы пользователь с первого взгляда мог сказать - "Ага, окей, я понял".

1. ЛЮди на сайтах не читают- они сканируют

Так происходит, потому что люди заходят на сайт всегда с определенной целью. К примеру, я уже лично не помню, когда вообще просматривал главную страницу какого-либо сайта. Почему? Потмоу что на сайте мне всегда надо сделать что-то конкретное. И сделать это быстро. У меня нет времени что-то вычитывать более, чем необходимое. А многие сайтовладельцы все пишут и пишут длинные тексты в мыслях о том, что их кто-то читает. 

 что нравится людям

  • Используйте заголовки —  они говорят пользователям о чем страница, и люди понимают - правильно ли они попали и стоит ли им исследовать сайт дальше,  или им следует выйти и искать в другом месте. 
  • Делайте параграфы которкими — длинные параграфы труднее читать, и, самое важное, их трудно "сканировать" по-сравнению с короткими. В параграфе всегда есть место, где его можно разбить на два-три ;) 
  • Используйте списки ( как например вот этот) —  практически любой текст может быть списком. Еть ли у вас предложение со многими запятыми? - вот вам готовый список. Кстати, интересный факт, что людям легче читать списки, если между пунктами есть определенный интервал. 
  • Выделяйте ключевые выражения —процесс сканирования страницы пользователем основан на поиске ключевых слов и фраз. Выделяя самое важное жирным шрифтом позволяет пользователям искать смысл быстрее.  При этом, не стоит выделять все подряд, а то потеряется эффективность и сам смысл выделения.

2. Создавайте визуальную иерархию

Еще один важный аспект - формирование визуальной зависимости между похожими элементам Базовые принципы :

  • Более важные вещи должны выглядеть больше остальных. Либо выделяться как-то наиболее ярко ( например цветом ) .
  • Вещи, связанные логически, должны быть связаны визуально.  К примеру, вещи сразу объединяются в головах посетителей, если их выделить одним и тем же визуальным стилем, размером или объединить под одним заголовком.
 

3. Не стоит переизобретать колесо

ideasuper

Мы часто уверены в том, что люди хотят что - то новое и как можно больше этого нового. Но мы забываем, как много в современном интернете сайтов и приложений, которые выглядят по-разному. И как у пользователей при открытии очередного "нового" сайта в голове всплывает " Ох, бро, опять изучать как им пользоваться?" 

 

4. Инструкции по использованию товара маст дай!image.png

Задача юзабилиста или маркетолога сделать страницу четкой и очевидной. Если очевидность - невозможна в каком-то случае - то хотя бы возможность "самообъяснения".

Главное, что вы должны понять об инструкциях - то, что никто их никогда не читает и не будет читать.

Все же, рекомендуется сосредоточиться на странице, что бы она могла сама себя объяснить. Но только не инструкцией. Если это невозможно (удалить инструкцию), то сократите как можно больше информации в ней. Но, в действительности, даже короткую никто читать не станет ...

Я бы хотел привести в качестве примера инструкции по сборке шкафов от Ikea. Я уверен, что каждый из вас может собрать ( или собирал ) любую мебель от Ikea. А теперь вспомните инструкции по сборке? Есть ли в них слова? Я помню только картинки...

 

5. Людям вообще не инересно, как работает ваш продукт

Большинству людей не интересно знать или понимать, как работает ваш продукт (например приложение) . Не потому, что они такие неинтеллигентные, а потому, что им просто наплевать. 

Возьмем, к примеру, беспроводные наушники AirPods. 

Пользование данными наушниками не вызывает у нас вопросов - "как это работает". Нам даже не интересно что это новая прорывная технология.  Моя знакомая носит их уже довольно давно и она никогда не задавалась вопросом- а как это вот так получается что они звучат? Все что она понимает, что рядом с айфоном они звучат - это все, что ей нужно знать. 

6. ЛЮдям не нравится переизбыток "фишек"

Когда владельцы сайтов задумывают их создание или редизайн - в голове у всех сидит одна мысль - "надо сделать лучше, чем у соседа ( конкурента )". Поэтому начинают пичкать сайты "дизайнерскими" переходами, всплывающими человечками, микровзрывами при нажатии и так далее.

Сколько же бедным пользователя говорить вам о том, что им не интересно это все. Они на это не реагируют совсем. Представте, что молодой матери надо просто заказать подгузники - тут ребенок орет, сзади за платье уцепилась собака, в соседней комнате рабочие делают ремонт. И все что она хочет- быстрее и проще заказ сделать... А мы ей - "ой смотрите какие у нас есть карапузики, которые как буд то бы берут товары и переносят в корзину.. как это мило ... )". Она скорее уйдет туда, где будет "простая русская кнопка" КУПИТЬ без карапузиков. 

Я не говорю, что надо все эффекты взять и отменить. Нет. Просто не надо ими злоупотреблять.

 

7. Есть разница между фокус группой и Юзабилити- тестированием

Фокус группа отлично работает, когда надо определить, что целевая аудитория хочет. Напомню, фокус группа это несколько человек, которым предлагается воспользоваться услугой или продуктом, и они потом выражают свои мысли по этому поводу.  

Юзабилити тестирование - это анализ поведения ОДНОГО человека в определенный отрезок времени, который пытается что-то сделать на сайте. Т.е. мы следим за его действиями. 

Получается, что фокус группы- это история про "слушанье", а юзабилити- тестирование- это история про "наблюдение".

 

8. вы позволяете своим чувствам взять верх

Каждый из вас ( нас ) при создании продукта ( сайта ) слышал вот такой внутренний голос - "Ну я ведь тоже пользователь. Поэтому я тоже могу сказать что хорошо а что плохо на сайте". И если этот голос берет верх - то затем это транслируется на всю структуру сайта и на каждую его страницу. Ведь у владельца возникает совершенно стойкое мнение, что он знает, где хорошо, а где плохо.

Особенно печально от этого становится, когда каждый работник по сайту ( дизайнер, программист, маркетолог, продажник, директор) встречаются в одном месте с вот такими "стойкими убеждениями" и начинается война!  

Мы- не наша ЦА. И думать как она мы не можем. Все выводы нужно делать на основании анализа и цифр.

9. Вы задаете неправильные вопросы

Задавать вопрос в стиле: " Нравится ли выпадающее меню людям?" - неправильно и контрпродуктивно.  

Правильный вопрос должен быть таким: " Это выпадающее меню с этим списком подразделов на этой конкретной странице формирует положительный опыт взаимодействия у посетителей с сайтом?"  

Т.е. вместо "нравится ли это людям?", мы должны копнуть более глубоко в стратегическую задачу юзабилити-дизайна.  

В этом нам помогут любые юзабилити - тесты, которые покажут уровень взаимодействия человека с тем или иным блоком сайта ( например карта кликов в метрике). Такие тесты стирают всякие "понравится ли" и показывают все по факту.  

 

10. Когда пользователь заходит на ваш сайт или приложение - он не должен тратить свое время думая о том:

  • Где я? 
  • С чегу тут надо начинать?
  • Где эта х.... находится на их сайте?
  • Какие вещи на этой странице самые главные?
  • Почему они назвали страницу так?
  • Это какая - то рекламная страница или это часть сайта? 
  • другие...

 

Фишка в том, что каждый вопрос, который может появиться в голове пользователя, добавляет в его мозг когнитивную рабочую нагрузку. Иными словами "нагружает человека". И это отвлекает пользователя от основных вопросов "почему я здесь" и "что мне нужно сделать". Как правило, людям не нравится решать "задачки", когда они хотят по факту узнать просто кликабельна ли эта кнопка или нет.

И кстати каждый раз, когда человек кликает на какой либо элемент- и он не работает- это нагружает его мозг ненужными вопросами "почему?". А также создается впечатление, что владелец ресурса ( или приложения) просто не особо заморачивался при создании данного продукта.